Из книги "Среднеазиатская овчарка: мифы, реальность, перспективы" – М.:
Издательство "Новый Индекс". – 2000 г. 160 с.: илл
Живет в Ашхабаде человек, которому удалось то, о чем большинство собаководов
не могут и мечтать. Он подготовил не одну, а несколько таких собак, которые
навсегда останутся в истории. Речь идет о Нурьягдыеве Амансахате, или,
как его называют знакомые, Атагельды Цыгане. Этот собаковод был владельцем
и тренером трехкратного Чемпиона Туркменистана Кара Келле; трехкратного
Чемпиона Туркменистана легендарного Акгуша, про которого был даже снят
художественный фильм "Охламон"; Бергуда, за дерзость и неукротимую
отвагу прозванного в Туркменистане "чапаевцем". Об особом даре
Цыгана чувствовать собаку свидетельствует тот факт, что он был пятым хозяином
Акгуша, – четверо предыдущих хозяев расставались с ним без сожаления,
потому что тот не дрался. А совсем недавно еще одна молодая, прежде "недерущаяся" собака
после подготовки у Аташки (еще одно прозвище Нурьягдыева), проведя в Орле
на равных бой с чемпионом Карачаево-Черкессии, уехала с новым владельцем
в Чехию. Желающих подготовить чемпиона много, но удается это лишь единицам.
Зато иметь такую собаку, великолепно владеющую своим телом, обладающую
смелостью и бойцовым духом, очень почетно и престижно. В Туркменистане
каждый житель района, города знал и знает своих чемпионов, гордится ими
и может часами рассказывать об их достижениях, вплоть до мельчайших подробностей
боя.
Бой между двумя алабаями разительно отличается от боя собак так называемых
бойцовых пород (амстафов, питбулей), с их визгом, щелканьем зубами, обилием
ран и крови, у которых под влиянием целенаправленного отбора была нарушена
психика, снят присущий практически всем социальным хищным животным блок
на добивание представителя своего вида.
Бой настоящих волкодавов скорее напоминает рыцарский поединок, в котором
существует определенный кодекс великодушия и чести. Туркмены говорят, что
с собакой волкодав дерется не как с хищником – жестоко, беспощадно
и бескомпромиссно, не обращая внимания на пол противника, а, скорее, как
спортсмен со спортсменом, проявляя свойственное для этой породы благородство.
У него нет цели убить или искалечить противника, – этому могучему
бойцу достаточно доказать свое превосходство, прогнав противника со своей
территории.
Мы решительно настроены против боев, где стравливаются пит и ему подобные
с алабаем, так как при этом совершенно не учитываются особенности психики
последнего. Поведение алабая ритуализировано, и он не будет добивать собаку,
продемонстрировавшую подчинение, подавшую голос, оскалившуюся, – такие
реакции воспринимаются им как признание поражения, знак того, что отношения
выяснены. Если схватка происходит не на бойцовом ринге, где после ее окончания
собак сразу разводят, а где-нибудь в другом месте, то победитель, отпустив
противника, если тот не убежал до этого, как правило, подняв ногу, метит
территорию. Это является для побежденного знаком, что бой окончен и он
может безбоязненно удалиться. С "бойцовыми" породами все не так:
собака, всем своим поведением демонстрирующая страх, после того как 22 "выплевывают",
вновь кидается на противника, вынуждая алабая вновь вступать в бой, который
он считает завершенным. Нам показывали в Мары алабая, хозяин которого с
гордостью рассказывал, что пускал свою собаку с двумя, а то и тремя Питами
сразу, и тот быстро справлялся с ними, попросту убивая. К сожалению, владелец
этой собаки, любитель боев, не понимал, что она уже только внешне напоминает
алабая, утеряв самое главное – психику, присущую этой породе. Такая
собака, даже если предположить, что ее по каким-то причинам не убьет чабан,
при отаре существовать не может и обречена на гибель от хищников, с которыми
она, перебив других собак, в одиночку справиться не сможет.
Во время боя волкодав не только демонстрирует и оттачивает бойцовское
мастерство, готовится к возможной предстоящей схватке с хищником, но и
сдает своего рода экзамен на пригодность к дальнейшему использованию в
разведении, ведь в каждой рабочей породе вторая "работа" кобеля – продолжение
рода. Собака, не способная постоять за себя, не имеет права находиться
в отаре – так считали и до сих пор считают туркменские чабаны. Во
время поединка учитывается как собака проводит бой, насколько она вынослива,
терпелива к боли, как хватает своего противника. Здесь есть свои тонкости:
например, очень "зрелищный" и болезненный хват за лапу, на питовских
рингах часто приводящий к победе над противником, для волкодава считается
недостатком. Во время схватки с волоком, при очень резкой манере боя, присущей
тому хищнику, такой хват позволит последнему нанести собаке многочисленные
раны, могущие привести к гибели. Волкодав должен "брать" в области
шеи и головы, "брать" мощно и надежно, пресекая попытки противника
освободиться и сделать перехват, затем опрокинуть его и придавить к земле.
Бои проводятся, как правило, утром, до наступления жары или уже ближе
к вечеру. Летом они не проводятся из-за опасности нагноения ран. Сезон
боев начинается в октябре и заканчивается 9 мая, когда происходит финальный
поединок между претендентами на звание Чемпиона Туркменистана текущего
сезона. В Ашхабаде собираются любители этот зрелища со всей страны, часто
их бывает больше 2 тыс. человек. Зрители образуют большой круг диаметром
около 100 м, в центре которого и происходит схватки. Присутствующие подбадривают
собак одобрительными возгласами, бурно реагируя на удачно выполненные ими
прием или хватку. Несмотря на всеобщее возбуждение и азарт, не слышно выкриков
типа: "Убей его" или "Разорви". Практически никогда
не бывает конфликтов между болельщиками – вероятно, сказываются веками
сложившиеся традиции проведения таких турниров. Судит бои человек, пользующийся
уважением, доверием зрителей и хозяев собак, как правило, сам вырастивший
не одну собаку и хорошо в них разбирающийся. Ему могут помогать еще несколько
судей, с которыми он советуется при возникновении спорных ситуаций.
Опытные матерые кобели обычно начинают бой с разбега, ударяя грудью противника,
стремясь опрокинуть его на землю. Поединок двух хорошо подготовленных,
примерно равных по силе и опыту волкодавов может продолжаться более часа.
Стравливают собак их хозяева или тренеры, которые готовили собак к состязаниям.
Они все время ходят вокруг борющихся собак, подбадривая их криками. Трогать
собак во время поединков категорически запрещается; исключение может быть
сделано только во время притравочных боев молодых собак, которых по разрешению
судьи, можно набросить друг на друга. Все указания судьи должны беспрекословно
выполняться, что безоговорочно и происходит. Перед началом поединка судья
представляет собак, называя их кличку, возраст, кому они принадлежат, другую
необходимую информацию, а после окончания объявляет его результат, объясняя,
почему победа присуждена тому или иному участнику.
Всерьез травить собак начинают в возрасте около 3 лет, когда они сформируются,
физически окрепнут и поработают в отаре. Именно бои являются кульминационной
точкой отбора и разведения волкодавов. Бойцовый ринг позволяет наиболее
ярко и отчетливо проявиться собаке, доказать свое право носить гордое им
ВОЛКОДАВ. Не каждый из них станет чемпионом, но каждый, кто претендует
на это звание и участвует в борьбе за него должен продемонстрировать "дух",
включающий в себя волю к победе и бесстрашие, терпимость к боли и великодушие.
Собаки должны быть подготовлены физически и продемонстрировать манеру и
приемы ведения боя, присущие этим прирожденным бойцам. Размеры и вес собак
важны, но не являются определяющим фактором при ведении ими борьбы. Случалось,
что и относительно некрупные собаки (75-76 см в холке при весе 56 кг) становились,
причем неоднократными, чемпионами Туркменистана, побеждая своих более крупных
и тяжелых противников. Гораздо более важными факторами являются выносливость,
анатомическое совершенство сложения, экстерьерные данные собаки. За отарой,
передвигающейся с небольшой скоростью, может следовать и собака с пороками
двигательного аппарата, с погрешностями в строении конечностей, провисшей
спиной и т.д., однако такие дефекты никогда не позволят ей успешно противостоять
хищнику в отаре или противнику на ринге.
|